Моделирование фасада по фоторафии

Привет! Сегодня я покажу тебе как можно выполнить моделирование фасада жилого здания.

Вот таким образом выглядит здание. При нажатии на фото откроется полноразмерный файл.

"Сталинский" дом. Фронтальный вид.
«Сталинский» дом. Фронтальный вид.
"Сталинский дом". Вид сбоку
«Сталинский дом». Вид сбоку
"Сталинский дом". Детали
«Сталинский дом». Детали

 

И вот это у меня получилось в результате:

Модель фасада жилого дома
Модель фасада жилого дома

 

Итак, с чего же тебе  начать? А начинать моделирование надо с выбора правильного масштаба. Перво-наперво необходимо выставить правильные единицы измерения в 3Dsmax. Я всегда работаю с реальными размерами и единицами измерения. В случае с фасадом я предпочитаю сантиметры.

Выставление размеров в 3dsmax
Выставление размеров в 3dsmax

 

Как получить размеры самого здания? Об этом можно почитать в уроке Определение размеров объекта при моделировании по фотографии на моем сайте.

Теперь, размеры у тебя есть, самое время приступить к моделированию. Хотя моделировать мы будем только 1 фасад, я все равно построю очертания всего здания на виде Top, так будет легче ориентироваться в пропорциях. Да и, в принципе, только 1 фасад моделировать нужно редко, просто для обучения достаточно одного участка. Если хочешь, можешь смоделировать всё здание.

Сплайн строю по точкам, точку за точкой, с помощью Keyboard Entry.

План здания на виде Top
План здания на виде Top

 

Затем применяю модификатор Extrude к своему сплайну и получаю объем здания без крыши. Высоту здания определяю по фото.

Очертания здания
Применяю модификатор Extrude

 

Теперь применяю в зданию модификатор Editable Poly и разрезаю объем здания по этажам, пользуясь инструментом Slice Plane. 

Сечения здания
Сечения здания

Получилось что-то вроде такого. Точности сечения я достиг благодаря тому, что плоскость сечения инструмента Slice Plane можно точно позиционировать с помощью диалога Move Tranform Type-In. Дополнительно я разрезал модель по нижнему краю окно первого этажа.

Результат работы инструмента Slice Plane
Результат работы инструмента Slice Plane

 

Теперь пора смоделировать декор первого этажа. Начну с моделирования рустовки(имитации крупной кладки) первого этажа. Для этого сделаю объект Plane соответствующий размерам рустовки на фотографии, пользуясь все тем же методом пропорций. И сразу расположу этот объект на его месте — сразу над цоколем, где начинается рустовка именно так, как в этом месте лежит руст — половина камня.

Plane, который станет рустом
Plane, который станет рустом

 

Теперь, когда одна заготовка под руст готова, я размножу эту заготовку с помощью инструмента Tools -> Array. При этом я использую типа копирования Copy, что делает все детали декора независимыми между собой. Я так сделал потому что потом я смогу использовать инструмент Attache, чтобы сделать их единым объектом.

Размножение объекта инструментом Array
Размножение объекта инструментом Array

 

Теперь мне нужно создать еще один ряд декора. Для этого я выберу все объекты. Это можно сделать как вручную с помощью удерживания кнопки Ctrl, так и через список объектов, который можно вызвать нажатием клавиши на клавиатуре или соответствующей кнопки на панели инструментов.

Выбор всех нужных объектов из списка
Выбор всех нужных объектов из списка

 

Когда объекты выбраны, мне нужно сделать их копию, но при этом не сдвигать их с места, иначе я не смогу дальше работать точно. Для этого воспользуемся инструментом Clone из контекстного меню, вызываемого по правой клавише.

Выбор инструмента Clone
Выбор инструмента Clone

 

Ну и просто их копируем, нажима на ОК.

Копирование объектов
Копирование объектов

 

Теперь я смещаю на величину, равную высоте одного ряда. В моем случае это 46см по оси Y, т.к. я работаю на виде Letf, чего и тебе желаю.

Смещение с помощью Move Transform Type-In
Смещение с помощью Move Transform Type-In

 

После смещения по вертикали я сместил верхний ряд на половину камня, чтобы получилась рустовка.

Второй ряд
Второй ряд

 

Затем, выбрав все элементы декора через список, я инструментом Array создаю недостающие ряды.

Остальные ряды
Остальные ряды

 

Теперь мне нужно объединить все части в один объект. Я буду это делать инструменто Attache модификатора Edit Poly. Для этого применю этот модификатор к любому кусочку декора, затем выбрав инструмент Attache мышкой или через список объектов укажу на все остальные части.

Attache в процессе
Attache в процессе

 

Затем перейдя на уровень редактирования полигонов, кнопка 4 на клавиатуре, выберу все полигоны рамкой или сочетанием кнопок Ctrl+A.

Выбранные полигоны
Выбранные полигоны

 

Теперь нам понадобится инструмент Bevel. Для этого, не снимая выделения с полигонов, нажимаем на небольшую кнопку рядом с основной кнопкой инструмента.

Bevel
Bevel

 

После этого во вьюпорте покажется небольшое окошко с настройками инструмента. Я выбрал такие настройки, тебе они тоже должны подойти.

Настройка Bevel
Настройка Bevel

 

Общая форма рустовки получилась. Но есть еще несколько нюансов, которые стоит добавить. Например, немного смягчить грани рустовки, а то в жизни не бывает таких острых граней. Для этого перейдем на уровень редактирования ребер (кнопка 2) и выделим их все.

Выбираем все ребра
Выбираем все ребра

 

И воспользуемся инструментом Chamfer.

Фаски делаем инструментом Chamfer
Фаски делаем инструментом Chamfer

 

Так гораздо лучше смотрится. Остался еще один нюанс, связанный с обратной стороной рустовки. Сейчас весь узор представляет тонкостенные объекты, т.е. нету задней стенки, нету объема.

Обратная сторона. Видно, что нет объема.
Обратная сторона. Видно, что нет объема.

 

В целом, это не страшно и можно было бы оставить и так. Но я предпочитаю чтобы объемный предмет был объемным. Для этого перейдем на уровень редактирования границ (Borders, кнопка 3) и рамочкой с помощью мыши выберем их все, и нажмем кнопку Cap в панели инструментов.

Инструмент Cap.
Инструмент Cap.

 

После этого границы будут закрыты и обратная сторона станет выглядеть примерно как у меня.

Обратная сторона зашита
Обратная сторона зашита

 

Следующим шагом будет создание окон, а точнее в данный момент — отверстий в рустовке в тех местах, где они потом появятся. Но перед этим, прежде чем прорезать дыры в орнаменте, я скопирую его, чтобы у меня остался орнамент без окон.

Скопируем объект в безопасное место
Скопируем объект в безопасное место

 

Затем создам объект Box, по размерам соответствующий оконному проему здания. И расставлю такие же «боксы» во всех нужных местах.

Заготовки для создания оконных проемов.
Заготовки для создания оконных проемов.

 

Далее, мне нужно все-таки сделать проемы точно в тех местах, где я поставил объекты. Для этого я буду использовать инструменты Slice Plane и Align. Перехожу в режим редактирования точек, нажимаю на кнопку Slice Plane, затем правильно выставляю плоскость с помощью инструмента Select And Rotate. Затем, с помощью инструмента Align, я выравниваю плоскость сначала с одной стороной каждого Box’a, а затем с другой и разрезаю декор в этих местах, нажимая кнопку Slice.

Намечаем места под окна.
Намечаем места под окна.

 

В результате должно получится что-то вроде этого.

Места под окна намечены.
Места под окна намечены.

 

Теперь в режиме редактирования полигонов АККУРАТНО выделяем все что необходимо удалить. При этом важно как не зацепить нужного, так и не оставить ненужного.

Выделяем ненужное
Выделяем ненужное

 

И просто удаляем ненужное.

Прорезаем проемы
Прорезаем проемы

 

Вроде, все хорошо. Но в местах, где мы удалили полигоны, на торцах ничего нет, там дыры. Эти дыры нужно зашить инструментом Cap, как я это делал раньше с задними стенками.

Дыры на местах среза
Дыры на местах среза

 

Вот что у меня получилось.

Промежуточный результат
Промежуточный результат

 

Теперь сделаю боковые рустовки и оформлю углы-стыки. Для этого нужно обрезать лишнее. Начнем с правого угла. Удалим лишние цельные участки руста через подуровень редактирования Element, а затем с помощью инструмента Slice отсеку лишние части выступающих наполовину рустов в режиме редактирования Vertex. И удалим полигоны.

Удаляем лишнее
Удаляем лишнее

 

То же самое сделаю с другой стороны. После чего воспользуюсь скопированным ранее куском декора без оконных проемов и расположу его у боковой стены.

Будущий стык
Будущий стык

 

После чего оба куска рустовки нужно обрезать под 45 градусов на виде сверху, чтобы сформировать шов. Использую Slice Plane, повернутый на 45 градусов в соответствующей плоскости в режиме редактирования вершин.

Обрезаем один за одним оба куска декора
Обрезаем один за одним оба куска декора

 

Затем удаляем лишнее.

Отрезав лишее
Отрезав лишее

 

Теперь с помощью инструмента Mirror копируем одну боковую стену на другую сторону в режиме Copy.

Зеркалим стену на другую сторону
Зеркалим стену на другую сторону

 

И снова обрезаем лишнее, но теперь уже с левой стороны.

Отрезаем лишнее слева.
Отрезаем лишнее слева.

 

Настало время заняться оконными проемами в основании здания. Для этого нужно убедиться, что у меня есть один длинный полигон по высоте равный высоте окон и идущий по всей длине стены.

Один полигон высотой с оконный проем
Один полигон высотой с оконный проем

 

Теперь я разрежу этот полигон на отдельные окна с помощью Slice Plane. Но я хочу разрезать не всю модель, а именно этот полигон.  Для этого в режиме редактирования полигонов(цифра 4) я выделю только этот полигон и разрежу его Slice Plane’ом, пользуясь ранее созданными Box‘ами, обозначающими габариты окон, и инструментом Align, для выравнивания по ним плоскости сечения.

Прорезаем проемы в основании здания
Прорезаем проемы в основании здания

 

Когда все проемы обозначены, выбирай полигоны в окнах.

Выделяю будущие оконные проемы
Выделяю будущие оконные проемы

 

Далее с помощью Extrude вдавливаю эти полигоны, формируя ниши, в которые потом помещу рамы со стеклами.

Экструдим оконные проемы
Экструдим оконные проемы

 

Ну, что ж, места под окна подготовлены. Сейчас хочу продолжить заниматься оставшимся декором, а уже потом вернусь к окнам.

Готовые проёмы
Готовые проёмы

 

Обозначу на основе здания с помощью Slice Plane место декора, так называемого «облома» между первым и вторым этажом. Это позволит, во-первых, сделать Shape вдоль стен из созданных ребер, а во-вторых упростит создание профиля облома, т.к. я буду видеть его высоту.

Обозначаем "облом".
Обозначаем «облом».

 

Теперь создаем профиль облома с помощью Shape. Я в подробности не вдавался, сделал его как понял по фото.

Профиль облома
Профиль облома

 

Затем, выбрав все ребра(Edges) на основе здания, использую инструмент Create Shape From Selection. В диалоге выбираю Linear, указываю осмысленное название и тыкаю Ок.

Создаю путь для профиля облома
Создаю путь для профиля облома

 

Затем выбираю только что созданный путь и применяю к нему модификатор Sweep, указывая в качестве Custom сечения профиль облома. И манипулируя различными настройками модификатора ставим сечение на нужное место.

Декор
Декор

 

По верху облома идет жестяной дождеотбойник. Хочется его сделать. Да и думаю, что он добавит деталей и общего реализма модели, а сделать его очень просто. Сделаю сечение основываясь на уже готовом обломе.

Сечение дождеотбойника
Сечение дождеотбойника

 

Да, но сечение плоское, а эта деталь должна иметь толщину. Сделаю ее с помощью инструмента Outline, применив его к сечению на уровне редактирования сплайнов(цифра 3)

Outline
Outline

Приготовив сечение, создадим объект с помощью Sweep’a. Для этого сделаю еще один путь, такой же как для основного декора и применю к нему Sweep с сечением дождеотбойника.

Толщина с помощью Outline
Толщина с помощью Outline

 

Теперь, как и собирался, вернусь к окнам. Вот такое окно я буду делать.

Окно в нише
Окно в нише

 

Сначала нужно сделать рамы. Выберу один полигон внутри ниши.

Заготовка для рамы
Заготовка для рамы

 

Теперь, зажав клавишу Shift, сделаю копию этого полигона, превратив его не в новый элемент, а в новый объект.

Делаем из полигона новый объект
Делаем из полигона новый объект

 

Выбираю новый объект, перехожу на уровень редактирования полигонов, выделяю единственный полигон и использую инструмент Inset, задавая толщину будущей рамы.

Толщина рамы инструментом Inset
Толщина рамы инструментом Inset

 

А теперь удаляем ненужный полигон в центре.

Основа рамы
Основа рамы

 

Теперь перехожу на уровень редактирования границ (Border) и выделяем обе границы — внутреннюю и наружную.

Выделяю обе границы
Выделяю обе границы

 

Используя инструмент Extrude задаю толщину рамы.

Толщина рамы с помощью инструмента Extrude
Толщина рамы с помощью инструмента Extrude

 

Толщина есть, но нет задней стенки. Необходимо ее сделать. Использую инструмент Bridge, попарно соединив соответствующие ребра. Выделяю 2 ребра,

Выделяю рёбра
Выделяю рёбра

 

нажимаю Bridge.

Применяю Bridge
Применяю Bridge

 

После того как все рёбра соединены и дыр больше нет необходимо сделать вертикальное разделение рамы по центру. Для этого использую инструмент Slice Plane , разделив раму по центру.

Заготовка для вертикальной перекладины
Заготовка для вертикальной перекладины

 

Теперь выберу все только что созданные ребра

Выберу новые ребра
Выберу новые ребра

 

И использую на выбранных ребрах инструмент Chamfer, задавая ширину будущей перекладины.

Chamfer
Chamfer

 

Выделю полигоны на внутренней стороне рамы и удалю их.

Выделяю внутренние полигоны
Выделяю внутренние полигоны

 

Выделяю получившиеся границы (Borders)

Границы
Границы

 

и соединяю их инструментом Bridge.

Bridge формирует центральную перекладину
Bridge формирует центральную перекладину

 

Теперь выберу полигоны вокруг одной половины рамы и, используя Extrude, задам толщину открывающейся створке окна.

Заготовка для открывающейся створки
Заготовка для открывающейся створки

 

А затем, выбрав внутренние полигоны внутренней створки Extrude’ом выдавлю их внутрь.

Открывающаяся створка
Открывающаяся створка

 

Получим вот такую раму.

Готовая рама без стекол
Готовая рама без стекол

 

Теперь вставим два объекта, типа Plane, которые станут стеклами.

Вставляю стёкла
Вставляю стёкла

 

Самое время поставить окно на место, в оконную нишу.

Окно в нише
Окно в нише

 

Мне нравится. Но есть одно неудобство. Сейчас окно состоит из трех объектов, а значит выполнять с ним даже простейшие действия достаточно сложно. Поэтому я, используя инструмент Attach, объединю эти три объекта в один. Выбираю раму, нажимаю на кнопку Attach и по очереди нажимаю на стекла. В целом, окно готово. Для общих ракурсов детализации более чем достаточно, однако если планировать крупные ракурсы, то по всем граням окна стоит пустить фаски с помощью инструмента Chamfer.

Теперь окно это единый объект
Теперь окно это единый объект

 

Я забыл оставить место под карниз и поэтому нужно немного подредактировать окно. Я перейду на уровень редактирования точек и подниму немного низ окна, освобождая место под карниз.

Поднимаю низ окна
Поднимаю низ окна

 

Прикидываю как будет выглядеть карниз под окном.

Прикидываю будущий карниз
Прикидываю будущий карниз

 

Теперь сделаю основной объем карниза из объекта Box.

Основа карниза
Основа карниза

 

Немного редактирую вершины основы, чтобы был уклон в верхней части.

Редактирую вершины
Редактирую вершины

 

Снимаю фаски с граней с помощью инструмента Chamfer.

Смягчение граней
Смягчение граней

 

Теперь рисую сплайнами декоративные поддержки карниза.

Профиль поддерживающих элементов
Профиль поддерживающих элементов

 

И, применив к ним модификатор Extrude, создаю две копии и расставляю их в нужных местах.

Поддержка карниза
Поддержка карниза

 

Теперь рисую Spline’ом профиль металлической части карниза.

Профиль металлической части карниза
Профиль металлической части карниза

 

И применяю модификатор Extrude, чтобы получить дождеотбойник.

Дождеотбойник
Дождеотбойник

 

Выбираю все составные части окна и группирую их в один объект.

Группирую детали окна в один объект
Группирую детали окна в один объект

 

Копирую окна методом Instance в каждый оконный проем

Окна в нишах
Окна в нишах

 

Забыл сделать толщину дождеотбойнику. Открываю группу Group -> Open и выделяю дождеотбойник. Применяю модификатор Shell чтобы сделать толщину.

Толщину дождеотбойнику делаю модификатором Shell
Толщину дождеотбойнику делаю модификатором Shell

 

Теперь группу можно закрыть. Для этого не снимая выделения с дождеотбойника закрываю группу Group -> Close. Первый этаж готов.

Первый этаж готов
Первый этаж готов

 

Пришла пора заняться остальными этажами. Выделяем всю разметку основы здания и удаляем 3,4 и 5й этажи. Оставляем чердак и второй этаж.

Удаляем временно ненужные этажи
Удаляем временно ненужные этажи

 

Теперь выделю второй этаж основы и отсоединяю его от оставшихся частей с помощью инструмента Detach.

Отсоединяю второй этаж.
Отсоединяю второй этаж.

 

Скопирую заготовки под окна и поставлю их в нужное место на втором этаже. Ниши под окна второго этажа я хочу сделать с помощью составного объекта Boolean.

Заготовки под окна второго этажа
Заготовки под окна второго этажа

 

Теперь конвертирую один из Box’ов в Editable Poly через меню, открываемое по нажатию на правую клавишу. Convert -> Editable Poly. Присоединяю инструментом Attach остальные заготовки на втором этаже. Теперь все заготовки — один единый объект.

Объединенные заготовки под окна второго этажа
Объединенные заготовки под окна второго этажа

 

Выделяю основу второго этажа и перехожу к составным объектам, нажимаю на Boolean.

Boolean
Boolean

 

Далее нужно указать второй объект составного объекта Boolean. Для этого нажимаю на кнопку Pick Operand B

Pick operand B
Pick operand B

 

И после того как я указываю заготовку для окон второго этажа получаю оконные проемы.

Оконные проемы второго этажа готовы
Оконные проемы второго этажа готовы

 

Теперь нужно сделать из проемов ниши, как на первом этаже. Для этого нужно сконвертировать основу второго этажа в Editable Poly.

Конвертация в Editable Poly
Конвертация в Editable Poly

 

Теперь перехожу на уровень редактирования Borders и выделяю границы всех проемов и, зажав кнопку Shift, перемещаю с помощью инструмента Select and Move границы вглубь здания. Получаются ниши, но без стенки.

Почти готовые проемы
Почти готовые проемы

 

Чтобы создать задние стенки ниш воспользуюсь инструментом Cap.

Ниши под окна готовы
Ниши под окна готовы

 

Теперь скопирую одно окно с первого на второй этаж.

Копирую окно на второй этаж
Копирую окно на второй этаж

 

У окон второго этажа нет некоторых элементов, поэтому я открываю группу, удаляю лишние детали и двигаю нужные так, чтобы было похоже на окна второго этажа.

Окно второго этажа
Окно второго этажа

 

Копирую окна в каждую нишу.

Окна первого и второго этажей
Окна первого и второго этажей

 

Группирую второй этаж в один объект и копирую его, делая заготовку для третьего, четвертого и пятого этажей.

Группирую второй этаж
Группирую второй этаж

 

Нужно немного добавить пространство под окнами верхних этажей. Должно получиться что-то вроде такого.

Заготовка третьего этажа
Заготовка третьего этажа

 

Теперь, пользуясь привязкой к вершинам, точно приставляю один этаж к другому.

Привязка к вершинам
Привязка к вершинам

 

Теперь просто копирую третий этаж, создавая 4й и 5й.

Все этажи в сборе
Все этажи в сборе

 

Теперь верхний облом, профиль декора пятого этажа.

Декор пятого этажа
Декор пятого этажа

 

Теперь путь для декора. Далее использую Sweep и указываю Custom сечение.

Путь для декора
Путь для декора

 

И готовый декор.

Готовый декор
Готовый декор

 

Теперь декор под крышей.

Профиль декора под крышей
Профиль декора под крышей

 

Дальше все по накатанной, путь, Sweep, указать сечение и декор готов. Саму крышу я делать не буду, так как ее не будет видно по моей задумке, да и информации о крыше у меня нет.

Декор под крышей
Декор под крышей

 

Пришло время заняться балконами. Сделаю профиль держащей балки.

Профиль опоры балкона
Профиль опоры балкона

 

С помощью Extrude задаю объем, и размещаю два объекта в соответствии с фотографиями

Опоры балкона
Опоры балкона

 

Теперь размешаю балконную плиту, сделанную из Box’a.

Основа балкона
Основа балкона

 

По периметру балкона пускаю декор

Оформление балкона
Оформление балкона

 

Ставлю столбики ограды балкона. Делаю их и цилиндра и сферы.

Начало ограды
Начало ограды

 

Профиль перил

Профиль перил
Профиль перил

 

Пускаю профиль по пути с помощью Sweep

Перила
Перила

 

Подготавливаю Spline для ограды. Делаю Circle, выделяю на уровне редактирования Spline окружность и сплющиваю ее Select And Scale, затем копирую сплайн несколько раз.

Заготовка для ограды
Заготовка для ограды

 

Копирую заготовку по всем сторонам ограды.

Ограда балкона почти готова
Ограда балкона почти готова

 

Применяю Sweep к заготовке, используя стандартное сечение Bar и изменив пару настроек.

Sweep на ограду балкона
Sweep на ограду балкона

 

Расставляю на пересечениях цилиндры, Attach’у их друг к другу и снимаю фаску инструментом Chamfer.

Украшения на пересечениях
Украшения на пересечениях

 

Расставляю балконы по этажу, изменяю высоту окон, чтобы получились двери.

Балконы и балконные двери
Балконы и балконные двери

 

Заменяю 4й этаж, фасад готов.

Последний штрих
Последний штрих

 

Теперь, если отсчитать фасад с серым материалом и поставленным солнечным светом, то мы получим такое изображение.

Модель фасада жилого дома
Вот фасад и готов.

Спасибо, дочитавшие! =)